Чем больше открытий наука делает в физическом мире, тем больше мы приходим к выводам, которые неуклонно направляют нас к вере.
Альберт Эйнштейн
Продолжение. Часть вторая.
6. Нравственность и духовная жизнь, как синтропийные процессы.
Этика, мораль, нравственность, духовность, вера в высшее существо, вера в Бога, вера в бессмертие души. Это основа общества, без которой цивилизация неустойчива и может лопнуть как мыльный пузырь, это основа здоровой нормальной личности, это кислород жизни.
- Этика. Нужно понимать что этика, это не только высокие моральные принципы, не только запреты и табу, но и маленькие, но очень важные правила пронизывающие всю жизнь. К этике относятся порядочность, тактичность, вежливость, деликатность, проявление внимания, благодарности, заботы, уважения, рамки приличия, непричинение неудобств, дискомфорта. Неэтичность, это как бы формальный выход за рамки этики, морали, всего лишь чуть чуть. Неэтичность - шаг к нравственному помешательству, когда человек на эмоциональном уровне перестаёт понимать что такое хорошо и что такое плохо, хотя при этом и отдаёт отчёт в своих действиях.
- Мораль. Соблюдение моральных норм каждым членом общества способствует повышению собственных синтропийных процессов, а так же всего общества в целом. Нарушение моральных норм приводит к нарушению своих собственных синтропийных процессов, синтропийных процессов окружающих, синтропийных процессов всего общества.
- Усиливает собственные синтропийные процессы, а так же синтропийные процессы всего общества духовная жизнь.
Существует биологический уровень жизни, биолгический уровень синтропии человека, то есть связанный с потребностями организма, с интстинктами, не биологический и социальный. Не биологический, это интеллектуальный, а так же морально нравственный и духовный. Биологический уровень жизни, синтропии крайне ограничен(еда, сон, секс, комфортабельные условия жизни). Не биологический уровень жизни, синтропии напротив, в принципе ничем не ограничен. Социальный уровень, это промежуточный уровень между биологическим и не биологическим, и включает в себя: положение в обществе, общественную значимость, материальные ценности, престиж. Отказ от морально нравственных ценностей, от интеллектуальной, духовной жизни, синтропии, смещает жизнь человека, социальную жизнь общества в сторону существовния на уровне инстинктов, на уровне тела, организма, и жизнь, синтропия человека, общества, становятся ограниченными, неполноценными, утрированными. Полный отказ от морально нравственных ценностей приводит к моральному разложению, нравственному помешательству, к антисоциальному, девиантному поведению. И наоборот, следовние человеком, обществом в целом, морально нравственным, духовным, интеллектуальным ценностям, делает жизнь, синтропию человека понастоящему полноценной и полнокровной.
Духовность, духовная жизнь связанна с выстраиванием искренних, честных, строго подчинённых отношений с Высшим Существом, и улучшением через данные отношения синтропийных процессов своей жизни, улучшением состояния инопространственного компонента головного мозга, улучшением духовного компонента личности, а так же достижением гармоничного состояния психики.
Этика и мораль не могут полноценно осуществляться без интеллектуальной составляющей, без взвешенного подхода при принятии того или иного решения, без взвешенной оценки того или иного события.
Интеллектуальные составляющие синтропийной этики:
- Продуманность решений, принятие взвешенных обдуманных решений, анализ последствий, здравомыслие, благоразумие. Интеллектуальный подход к разрешению каких либо проблемных, конфликтных ситуаций.
- Анализ и прогнозирование развития ситуации. Предупредительные меры. Меры по предупреждению каких либо проблем, (социальных, экономических, политических, экологических, демографических, межнациональных, международных). Лучше предупредить проблему, чем потом героическими усилиями её преодолевать.
Существуют малозаметные синтропийные процессы, которые существуют только на моральном уровне, однако данные процессы даже важнее, чем те, результат действия которых сразу заметен. Результатом таких процессов, является формирование в личности человека, в обществе в целом синтропийных добродетелей, синтропийных моральных ценностей. Такие процессы связанны с воспитанием, с установками общества, подводящими личность к нужным моральным ценностям.
К синтропийным моральным ценностям, процессам, добродетелям можно отнести:
- Справедливость. Справедливость это синтропия правильного распределения благ, в соответствии с затратами на труд, в соответствии с заслугами перед обществом, а так же в соответствии с имеющимися возможностями по созданию новых благ, а так же в соответствии с минимальной неободимостью. Синтропийная справедливость заключается не в том, что бы поровну что то раздать, а в том, что бы получать такое вознаграждение, которое эквивалентно предоставляемым обществу благам, получать столько ресурсов, сколько необходимо для создания каких либо благ.
Например, изобретатель должен получать положенные отчисления за своё изобретение и может вообще не работать, так как его изобретение работает за него и оказывает неоценимую пользу народному хозяству, экономике. Доход ткого изобртателя может быть намного больше, чем заработок обыкновенного трудящегося. Предприниматель получает большой доход, но это вполне справедливо, если он тратит свой доход на осуществление эффективной хозяственной деятельности, способствующей развитию экономики, ведущей к созданию рабочих мест с высоким уровнем заработной платы и приносящей большие блага обществу.
Социальная синтропийная справедливость заключается в том, что все люди одинаково важны для общества, что нет незначительных винтиков системы, которыми можно пренебречь. Социальная синтропийная справедливость подразумевает минимальный набор благ доступный для любого члена общества.
Несправедливость, это воровство у индивида причитающихся ему жизненных благ, жизненных ресурсов. Несправедливость включает в себя унижение, умаление достоинства личности. Несправедливость, это шаг к вседозволенности одних и бесправию других. Несправедливость нарушает материальную, физическую, моральную синтропию граждан. Для восстановления справедливости необходимы наказания. Восстановление сраведливости должно происходить с помощью правовозащитных организаций и с соблюдением законодательства. Восстановление социальной справедливости, с помощью протестных мер, не должно подрывать демократические устои общества и толкать власти к жёстким мерам, не должно рузрушать экономику, не должно настраивать власти к протестующим непримиримо, антагонистично. Необходимо понимать, что избыточное усердие в чём либо, так же плохо, как и его отсутствие. Соответственно власти не должны быть непримиримыми по отношению к протестующим, и должны приходить с лидерами протестных движений к компромиссным решениям, хотя, если протестующие действуют крайне агрессивно, то власти имеют право на необходимую оборону, так как они должны думать о сохранении стабильности всего общества в целом, о защите и сохранении синтропийных процессов всего общества, о защите правопорядка, о защите и сохранении государства. В экстренных случаях демократическими нормами думаю лучше пренебречь. Если протестующие прибегают к крайне агрессивным формам протеста, к погромам, мародёрству, то нужно понимать, что это уже выходит за рамки политической акции, что это, акции нацеленные на раскачку политической обстановки, это уже попытка дискредетации и узурпации власти, попытка низвержения власти под видом социальной борьбы за справедливость, это уже политический экстремизм. Если правозащитные организации прибегают к насильственным формам протеста, то это уже правовая и гражданская безответственность. Смысл правозащитных организаций, заключается в достижении усиления правового статуса определённых категорий граждан цивилизованными, ненасильственными методами. Отстаивание справедливости не должно подрывать синтропию общества. Отстаивая справедливость, нужно спросить себя, насколько предпринимаемые меры синтропийны, может быть они приведут к обратному эффекту, к разрушению общества, к большим жертвам среди мирного населения.
- Уважение. Уважение к окружающим (женщины, старшие, друзья, коллеги, члены семьи). Уважать — это значит не дискриминировать и избегать действий, которые могут, обидеть других, задеть чувство собственного достоинства. Неуважение приводит к чувству принижения, умаления чувства собственного достоинства, что приводит к конфликтам. Если люди уважительно друг к другу относятся, то это резко снижает конфликтность в обществе. Если кто либо слабее, или не так умён, то это не значит, что такого человека можно неуважать. Каждого синтропия в определённой мере наделяет определёнными талантами, полезными качествами, кого то больше, а кого то меньше, но для синтропии вида важен каждый индивид. И если кем либо пренебрегать, то это приводит к нарушению синтропии общества, синтропии вида. Уважение подразумевает соблюдение субординации и отсутствие панибратства. Уважение к тому кто обладает более высоким статусом основанно на признании неоспоримой важности, значимости данного индивида как профессионала, как личности. Тот кто обладает более высоким статусом тоже должен уважать того, кто имеет более низкий статус и так же признавать такого человека как профессионала, как важную и значимую для коллектива, для общества личность. Противоположность уважению хамство, брань, уничижение, унижение.
- Честь и достоинство. Человек теряет право быть полноценной личностью, если подвергаются поруганию его честь и достоинство, хочет он того или нет, таков закон морали. Поэтому так много желающих втоптать кого либо в грязь, унизить, а значит с этим негативным социальным явлением необходимо бороться. Необходимо разобраться, по праву ли на кого либо льют грязь, и при ближайшем рассмотрении скорее всего окажется что это не так, а значит необходимо, тому кто оказался в затруднительном положении, помочь. Нарушение чести и достоинства человека разрушает его синтропию.
- Честность. Чесность необходима для синтропии полноценных, доверительных отношений. Если человек что либо скрывает, то он не искреннен, он живёт как актёр, а значит его жизнь неполноценна. Для повышения доверия, искренности, чистоты в отношениях, с близким человеком желательно раскрыть друг перед другом побольше тайн, однако в пределах благорозумия, нужно понимать, что ложь, замалчивание не всегда зло, ложь и замалчивание могут быть и во благо. Правда может навредить неокрепшей психике. Выслушивать откровенную информацию необходимо спокойно, не осуждая, без негативных эмоций, без насмешек, и если надо простить. В результате доверие и синтропия отношений в конечном итоге должны повыситься (по материалам интернета). Настоящая полноценная синтропия там, где истина, правда, и включает в себя моральную ответственность, зрелость. Лживость, сокрытие правды способствуют моральной деградации. Однако среди нечестных людей быть честным не обязательно. Честность не означает, что можно кого либо компрометировать правдивой информацией, не означает, что можно резать правду матку в лицо. Ложь, это инструмент разрушения репутации, инструмнт попирания чести и достоинства. Введение в заблуждение создаёт иллюзорную реальность и может привести к катастрофическим последствиям для обманутых.
- Порядочность. Быть порядочным, это значит не быть причастным не только прямым, но и каким либо косвенным, опосредованным способом к нарушению моральной, физической синтропии окружающих. Порядочность предполагает полную внутреннюю моральную неприемлемость низменных мотивов в поведении.
- Воздержание, умеренность. Повышение интеллектуальной, творческой, духовной, морально нравственной снтропии за счёт снижения сексуальной. Снижение секс синтропии в пользу семейных ценностей. Для предотвращения психосексуальных расстройств необходимо сексуальное воздержание. Для поддержания психического здоровья необходимы периоды полного сексуального воздержания, секс поста, необходима строгая регламентация половой жизни (см. последующие статьи). Необходимо снижение синтропии вкусного питания в пользу здорового питания, в пользу здоровья. Так же необходимо сдерживание информационной синтропии(интернет, соцсети). В небольших количествах развлечения повышают эмоциональный фон и способствуют повышению синтропии, однако в избыточных количествах развлечения уже снижают уровень синтропии и даже могут привести к псхическим расстройствам (игромания, алкоголизм). Всё хорошо в меру, невоздержанностью можно навредить не только себе, но и близким, невоздержанность приводит к нарушению синтропийных процессов.
- Желание оказать помощь, поддержка слабых, поддержка того кто столкнулся с трудностями, поддержка нуждающихся. Сейчас человек может быть слабым, но если его поддержать, то он может стать сильным и помочь кому либо ещё. Чаще важна не столько материальная поддержка, сколько моральная. Пособничество в достижении успеха кого либо. Стремление повысить синтропийные процессы окружающих.
- Создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
Для поддержания положительного морального микроклимата нужно быть сдержанным, терпимым, тактичным, вежливым, доброжелательным, положительно настроенным к окружающим. Для улучшения отношений, морального микроклимата, можно использовть наработки психологов, например можно следовать установке "Я хороший(ая) - ты хороший(ая)", в противоположность чаще всего встречающейся установке "Я хороший(ая) - Ты плохой(ая)".
- Интеллектуальный, конструктивный подход в разрешении конфликтных ситуаций. Стремление уладить конфликтную ситуацию мирным путём, с помощью компромиссов, уступок(правда желательно взаимных, но кто то должен сделать первый шаг), с помощью нахождения консенсуса, хотя иногда действительно необходимо проявить твёрдость и настоять на своём.
- Трудолюбие, целеустремлённость, упорство в достижении целей.
- Ответственность, ответственность перед коллективом, перед партнёрами.
Ответственность - это верность взятым на себя обязательствам, верность данному слову. Повторяю, безответственный человек, это как обезьяна с гранатой. Однако слишком большие требования к ответственности могут сделать людей рабами ответственности, рабами правил, ответственность не должна превращать людей в бездумных рабов, в бездумных салдофонов. Ответствнность должна сопровождаться искренним стремлением людей к благу коллектива, к благу тех, с кем они связанны обязательствами и не должна быть основанна на страхе. Следующая добродетель, вытекающая из предыдущей, это ответственное исполение своих обязательств. Если каждый ответственно будет исполняет свои обязательства, то это естественно приведёт к выполнению запланированных целей и задач, и без накладок. Одно из проявлений ответственности дисциплинированность, самодисциплина. В идеале никто не должен понуждать ответственное лицо к исполнению обязательств, к исполнению определённого распорядка. Ответственность способствует повышению уровня синтропии тех людей с которыми связанна данная личность. Окружающие понимают, что на человека можно положиться, что он не подведёт в трудную минуту. Ответственность повышает уровень синтропии той организации в которой эта личность осуществляет свою деятельность. Напротив, безответственность нарушает синтропию окружающих людей, и резко снижает синтропию той организации, в которой данный индивид работает. Если человек ответственнен, то это не значит, что ему можно садиться на голову. Ответственность часть профессионализма и требует справедливого вознаграждения. У руководителей должна быть в полной мере выражена социальная ответственность, ответственность за судьбы и жизнь людей, за жизнь подчинённых. У остальных граждан должна быть сформирована гражданская, правовая ответственность. Гражданин должен сам соблюдать правовые нормы и следить за тем, что бы правовые нормы соблюдали окружающие, и если кто либо не соблюдает правовые нормы, нарушает правопорядок, то необходимо позаботиться о том, что бы об этом стало известно правоохранительным органам.
- Инициативность. Каждый должен иметь право внести свою идейную лепту в общее дело, при этом естественно эффективность организации будет выше. Одна голова хорошо, а две лучше. Инициатива, если она оговорена с руководством, не должна быть наказуемой.
- Сотрудничество. Люди должны по собственной инициативе стремиться взаимодействовать друг с другом ради достижения общих целей, ради достижения общего блага, ради взаимной выгоды.
- Непричинение вреда окружающим на физическом, моральном, , материальном уровне, без серьёзных на то причин, без крайней необходимости. Это синтропийная добродетель, ведь если причинять вред, то будут нарушаться синтропийные процессы жизни окружающих, синтропия всего общества, всего биологического вида. Нарушение синтропии общества, вида, приведёт к нарушению собственной синтропии. Синтропия рождает синтропию, значит разрушение синтропии разрушает собственную синтропию. Так что причинение вреда кому либо, обязательно приводит к возникновению антисинтропийного бумеранга и снижению уровня собственной синтропии. Хотя на материальном уровне всё может быть и благополучно, на уровне чувств, эмоций, пусть и не сразу, но могут возникнуть проблемы. Снтропия это не только абстрактное понятие. Снижение уровня собственной синтропии приводит к негативным психическим состояниям, к ощущению пустоты, бессмысленности существования, приводит к негативному восприятию окружающей действительности, что может спровоцировать зависимости. Снижение синтропии может привести к агрессивно позитивному всплеску, однако временному, недолговременному, в последствии, агрессия оказывает негативное психологическое влияние на самого агрессора, агрессия становится невротическим навязчивым состояием. Деятельность, приводящая к снижению уровня синтропии окружающих людей, может сказаться на синтропии потомства. Снижение уровня синтропии потомства может привести к проблеммам с психическим, с физическим здоровьем потомства, к неадекватности, к негативным психическим состояниям приводящим к суицидам, зависимостям, к пониженному уровню интеллекта, к негативному отношению к собственным детям, к нежеланию иметь детей, и даже, возможно, к нарушению сексуальной ориентации потомства.
Можно сделать зло другому человеку. Тогда этот человек, в свою очередь, может озлобиться и причинить зло другому, и.т.д. В конечном итоге нет ни какой гарантии, что зло не вернётся к изначальному источнику зла, или к его потомству. Поэтому, причинение вреда окружающим это глупое занятие. Зло, так же может вернуться в виде подлостей и предательств, в виде ожесточения, озлобленности, чёрствости окружающих. Если же человек делает добро окружающим, то добро множится, и тогда, живя в мире полном добра, действительно можно полноценно жить. Отвечать добром на зло не обязательно, но можно не озлобляться, не черстветь, и делать добро кому либо ещё кто в этом действительно нуждается.
Причинение вреда кому либо так же приводит к снижению уровня синтропии потерпевшего, что сказывается на его психическом и физическом здоровье. Снижение уровня синтропии потерпевшего, так же приводит к негативным, депрессивным психическим состояниям, психическим расстройствам, что может спровоцировать зависимости. Поэтому пострадавшим необходима психологическая помощь, моральная поддержка.
Причинение вреда приводит только ко временному успеху, в долгосрочной же перспективе ситуация складывается "ни себе ни людям". Причинение вреда может быть совершено не только отдельным индивидом, но и коллективом, однако это вряд ли снимает ответственность с агрессоров, и рано или поздно антисинтропийный бумеранг проявится в отношении всех агрессоров.
Убийство - это причинение максимального вреда, это полное прекращение синтропии живого существа. Причинение вреда, убийство, ради каких то амбиций, ради какой то выгоды, это отказ от собственной синтропии, это нарушение синтропии общества. Однако причиение вреда кому либо оправданно для самозащиты, для защиты близких, ведь защита жизни это одна из основных целей синтропии. Если есть чёткие доказательства, что человек защищал свою жизнь, жизнь своих близких, никого не провоцировал, то ни о каком превышении допустимого предела самообороны не может быть и речи. Так же оправданно причинение ограниченного, адекватного вреда в случае наказния за провинность, за безответственные действия, за нарушение законодательства, так как это способствует обеспечению порядка в обществе, а порядок в обществе это тоже синтропийный процесс.
Дилемма прощение - наказание, должна быть подчинена усилению синтропийных процессов. Всё зависит от ситуации. Иногда лучше простить, иногда наоборот, лучше наказать. Необходимо спросить себя, насколько прощение целесообразно, принесёт ли прощение какую либо пользу, какое либо благо для общества, встанет ли прощаемый на путь исправления, или наоборот, прощение приведёт к снижению чувства ответственности за свои поступки и в конечном итоге к антисоциальному поведению. Если преступник по настоящему покаялся в содеянном и стал безвреден для общества, то такой преступник может быть прощён и амнистирован. Так же необходимо спросить себя, принесёт ли наказание какую либо пользу, поспособствует ли наказание исправлению, или только озлобит провинившегося. Месть - это самостоятельный суд и самостоятельное наказание, наказаниями должны заниматься специально уполномоченные на то обществом общественные организации, они должны определять меру наказания, а иначе в обществе возникнет хаос, возникнет ситуация все против всех. Если кто либо поступил плохо по отношению к тебе самому, понизил твой собственный уровень синтропии, то необходимо спросить себя, насколько прощение будет целесообразным, пойдёт ли прощние на пользу обидчику, или он, почувствовав безнаказанность, поступит так же и в отношении другого. Если кого либо слишком часто прощать, то у прощаемого может возникнуть и закрепиться негативный стереотип поведения, нацеленный на причинение какого либо вреда, или на достижение каких либо эгоистичных целей. Если же вовсе не прощать, то такое жёсткое поведение само может стать источником негатива. Если как либо отвечать на дискриминирующие действия, то необходимо спросить себя насколько это целесообразно. Отвечать обидчику на дискриминирующие действия желательно в рамках правового поля.
Снижение синтропии окружающих, приводит к снижению собственной синтропии, соответственно повышение синтропии окружающих, приводит к повышению собственной синтропии. Повысить синтропию окружающих можно за счёт моральной поддержки, помощи, выстраивая отношения без обмана, без подлостей и предательств.
Нельзя так же причинять вред так же на сексуальном уровне.
- Процессы, ценности способствующие продолжению и приумножению жизни: это супружество, семья, деторождение, воспитание подрастающих поколений, привитие подрастающим поколениям правильных синтропиных ценностей, создание условий для личностного роста. Воспитание подрастающих поколений должно быть основано на правильном балансе: между добротой и строгостью, между справедливостью и прощением, между свободой и дисциплиной. Воспитание не должно быть основано на насилии и унижении ребёнка. Хотя некоторые насильственные меры, как крайние, если ничего не помогает, особенно для подростков, для дерзких подростков допустимы (необходимость физических наказаний могут определять этические комиссии). Неправильное воспитание, или его отсутствие разрушает синтропию ребёнка, а в последствии данный индивид будет разрушать синтропию окружающих. Синтропия супружества, семьи, заключается в создании гармоничных долговременных взаимоотношений между членами семьи. Любовь, дружба, это синтропия чувств, эмоций по отношению к другому человеку. Любовь, дружба, это отношения, существующие на основе альтруистического чувства, на основе душевного тепла. Нужно быть не только матерью, отцом, сыном, дочерью, ещё нужно уметь быть друзьями, нужно научиться дружить, уважать и любить, и не быть эгоистом. На земле выигрывают те народы, которые быстрее увеличивают свою численность, а быстрое увеличение численности происходит не столько за счёт повышенной половой активности, сколько за счёт создания крепких семей. Борьба с промискуитетом повышает уровень синтропии. Для борьбы с промискуитетом, необходимо формирование в обществе правильных гетеросексуальных установок нацеливающих на моногамию, необходима строгая регламентация половой жизни и запрет на половую жизнь вне брака, необходимо развивать культуру воздержания, умеренности, саморазвития, культуру синтропии, нацеливающую общество на синтропийные ценности. Ради синтропии семьи необходимо сдерживание других видов синтропии.
- Сексуальная этика. Сексуальная жизнь должна быть деликатно встроенна в жизнь общества, человека, и не должна педалироваться, выставляться на показ. Сексуальная синтропия должна сдерживаться ради других ценных видов синтропийных процессов. См. выше воздержание. Сексуальная этика связанна с непричинением психосексуального вреда половому партнёру, связанна с ответственным половым поведением.
- Стремление к созидательной деятельности на личном, общественном, профессиональном уровне. Профессиональная, творческая самореализация.
- Стремление к личностному росту. Если человек работает над собой, самосовершенствуется, то такой человек вряд ли будет заниматься деструктивной деятельностью.
- Самоориентация на синтропиные процессы, ценности. Побуждение себя к осуществлению синтропийных процессов, следованию синтропийным ценностям.
Деятельность направленная на усиление выше приведённых синтропийных моральных ценностей, усиливает уровень синтропии как всего общества, так и свой собственный уровень синтропии. Соответственно деятельность направленная на на разрушение синтропийных моральных ценностей понижает уровень синтропии общества и собственный уровень синтропии.